Главная » Статьи » Мои статьи |
![]() ![]() Автор: Константин Коновалов, Управляющий партнер Межрегионального общественного учреждения «Биона», г.Кемерово, руководитель консультационно-информационного Бюро «ТЕЗАУРУС». Можно заказать ПДФ-версию статьи по эл. почте: biona@inbox.ru![]() Принципы управления качеством производства
Сегодня выпуск конкурентоспособной продукции невозможен без использования передовых технологий и инновационных решений в производстве. Научной основой современной стратегии производства является изыскание новых ресурсов незаменимых компонентов продуктов питания, использование нетрадиционных видов сырья, разработка прогрессивных технологий, позволяющих повысить пищевую и биологическую ценность продукта, придать ему определенные свойства, увеличить срок хранения.
Ориентация на потребителя Качество продукции – понятие сложное. Слово «качество» произошло от лат. qualitas – «свойство», «особенность». В течение веков его определение менялось, отражая научные и практические достижения соответствующей эпохи. Сегодня существует более ста различных понятий, обозначенных термином «качество». Множественность и противоречивость формулировок, затрудняющих решение теоретических и практических вопросов, побудили к закреплению единого определения в нормативной документации. ГОСТ 15467-79 «Качество продукции. Термины» гласит «качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Общепринято, что нормативные документы (НД), в первую очередь стандарты, являются носителями полной и достоверной информации о качестве продукции. Около 80% национальных стандартов России регламентируют требования к качеству. Их назначение – установить перечень свойств продукции и количественного значения показателей этих свойств на законодательном уровне. Современные рыночные условия диктуют необходимость ликвидации имеющегося разрыва между производителями и потребителями путем не только декларирования, но и практической реализации одного из принципов современной концепции Всеобщего управления качеством (TQM) – «Ориентация на потребителя». Однако, в отличие от зарубежных, отечественные компании недостаточно учитывают зависимость качества продукции от конъюнктуры рынка и приоритетов потребителей. Формирование перечня показателей качества – первоочередная работа. Их число должно быть оптимальным. Характеристики могут быть как общими для всей классификационной группы, так и специфическими. Показатели качества продуктов должны отвечать следующим требованиям: – обеспечивать соответствие качества продуктов установленным физиологическим потребностям человека; – быть стабильными во времени в установленных пределах, в заданных режимах и условиях; – способствовать постоянному улучшению качества и повышению эффективности производства; – учитывать современные достижения науки и техники в области методов и способов обработки; – характеризовать все свойства продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять физиологические потребности в соответствии с назначением.
При формировании качества продукции в первую очередь необходимо учитывать ее пищевую ценность, которая является критерием полезности продукта для человека. В настоящие время участники рынка широко используют пищевые добавки, для того чтобы увеличить срок годности, улучшить внешний вид, сохранить запах и вкус продукта. Ряд существенных особенностей их применения связан с технологической спецификой процесса мясопереработки, а также сформировавшимися у потребителя стереотипами и предпочтениями. Неоправданно широкое включение в мясные продукты пищевых добавок и вкусоароматических веществ может подорвать доверие покупателей к компании и снизить спрос. В тоже время, оптимизация состава и свойств с целью создания продуктов, наиболее полно соответствующих формуле сбалансированного питания, предопределяет перспективные направления разработки новых технологий.
Инновационные циклы В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом инновационных технологий и продуктов. Кстати, специалисты пищевой промышленности одними из первых осознали необходимость патентования новых разработок, поскольку только патентная охрана обеспечивает получение исключительного права на созданную инновацию. Разработка и реализация проектов с использованием наукоемких технологий реализуется инновационным циклом. Инновационный проект состоит из бизнес-плана, первичных документов и инвестиционного предложения (или меморандума), в котором описываются условия привлечения внешних ресурсов. Инновационные циклы в обобщенном виде могут быть сведены к трем основным этапам: · зарождение и создание идеи, что свойственно научным исследованиям, прежде всего фундаментальным; · прикладные, инновационные исследования на основе фундаментальных, которые рассматривают возможности эффективного применения новых знаний, апробируют их; · инновационная диффузия, отражающая процесс применения инноваций, который сопровождается повышением экономической эффективности. Если эффективность инновационной деятельности первого и второго этапов оценивается результатами интеллектуального труда, то эффективность третьего – экономическими показателями от реализации новой продукции. Приоритетными инновационными направлениями в сфере АПК являются: – разработка перспективных способов производства, хранения, транспортировки и переработки продукции; – формирование механизмов рационального использования сырья; – разработка новых видов высококачественных пищевых продуктов; – совершенствование способов продвижения продукции. Инновационные исследования предусматривают апробацию результатов первого и второго этапов для создания условий инновационной диффузии. Это вносит необходимость организации специализированных структурных подразделений, малых инновационных предприятий (МИП), создаваемых преимущественно университетами. Интеграция в мировой рынок – завершающая часть инновационного процесса. МИП способны разработать продукты нового поколения, которые будут конкурентоспособны не только на внутреннем, но и внешнем рынке.
Система трансфера технологий Важнейшим фактором развития интеллектуальных ресурсов национальной экономики являются технологические инновации, основными точками роста которых являются университеты, институты, академии наук и другие исследовательские организации. Вместе с тем создаваемые, например, в университетах технологии могут превратиться в рыночный продукт только путем передачи их в промышленность – посредством процесса, получившего название трансфера технологий. Другими словами, инновации реализуются посредством трансфера технологий через оказание консультативно-информационной услуги с целью внедрения наукоемких технологий в сферу пищевых производств: создание инновационной идеи, выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, разработка опытного образца и опытное производство, выпуск технологии в промышленном масштабе, производство конечного продукта. Существует множество определений «трансфера технологий» и классификаций его форм. В частности, многие авторы под этим словосочетанием понимают любую форму передачи знаний из научной сферы в промышленность, включая НИОКР, консультирование, инжиниринг и т. д. Однако на настоящем этапе формирования инновационной системы в России большую ценность представляет более узкое понимание термина, а именно: передача в промышленность «оформленной» и «упакованной» технологии. При таком подходе основными формами трансфера технологий являются лицензирование и создание startup-компаний. Весьма эффективным способом государственной поддержки трансфера технологий в виде создания startup-компаний является финансирование инновационных предприятий на ранних стадиях создания. Существуют различные модели взаимодействия startup-компаний с университетом, от лицензионного соглашения до участия в бизнесе. Выбор модели определяется политикой конкретного университета, предпринимательской активностью в регионе, а также возможностями, представляемыми региональными и федеральными законодательствами. Трансфер технологий включает в себя коммерциализацию научных разработок, то есть передачу новой технологии (инновации) в коммерческое использование, а также распространение уже существующих технологий. Под трансфером технологий понимают распространение технологических знаний прикладного характера и опыта относительно процессов, методов производства и инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также между странами, внедрение наукоемких технологий, направленных в первую очередь на ресурсосбережение и увеличение внутреннего валового продукта региона. Коммерциализация технологий – получение прибыли за счет перемещения технологии от разработчика или владельца к новому пользователю в процессе выведения на рынок. Ключевой внешней и внутренней проблемой развития организационных систем трансфера технологий является выбор критериев эффективности офисов трансфера технологий (ОТТ) – подразделений, создаваемых в университетах для поддержки инновационной деятельности. Ключевой фигурой ОТТ университета или исследовательской организации является менеджер по трансферу технологий, основная функция которого – прямые продажи инновационных разработок. Число ОТТ, в том числе созданных при поддержке международных фондов и программ, например, CDRF или EuropeAid, постоянно растет, формируя сети трансфера технологий: RTTN, Сеть высшей школы и другие.
Взгляд зрелого управляющего Развитие любой компании проходит через реализацию отдельных проектов, в ходе которой необходимо применять технологии проектного управления. Управление проектами – тот инструмент, который позволяет бежать чуть быстрее конкурента. Основная проблема, с которой сталкиваются практически все предприятия, – кадровая. В этом случае к проекту допускается подрядчик – консалтинговая компания, которая формирует и внедряет систему управления проектом: совокупность организационных, методологических и технических средств. Что в себе будут заключать эти три составляющих, зависит от конкретной компании и областей, в которых сосредоточены реализуемые ей проекты. Управление проектами состоит из трех блоков: управление сроками, управление ресурсами и подрядчиками и управление стоимостью, то есть инвестиционной деятельностью. Единая система обеспечивает взаимодействие бизнес-процессов и единый документооборот. Руководитель проекта – ключевая фигура, которая отвечает за все звенья цепи. Недоработки руководителя могут сильно ухудшить командную работу, и тогда команда превратится в группу ничем не связанных друг с другом людей. На этой должности необходим человек, который повысит вероятность успеха проекта. При выборе используйте здравый смысл, результативность которого несопоставима с любыми наработками HR и рекомендациями кадровых служб. Эксперты утверждают, что для монопроекта лучше взять специалиста из той сферы, в которой он реализуется, и помочь ему освоить навыки прожект-менеджмента. Для комплексного проекта с большим количеством участников больше подойдет профессиональный управляющий с уже сформированной персональной моделью проектной деятельности. На сегодняшний день основная черта кадрового рынка такова, что чем сложнее и масштабнее проект, тем меньше вероятность найти кандидатов на его эффективное выполнение. Нехватка грамотных менеджеров – общемировое явление, но на Западе, где практика управления проектами существует с 60-х годов прошлого века, решить этот вопрос легче, чем в России, куда она пришла лишь в 1992 году.
Дневник проекта и ролевой баланс Прежде всего руководитель проекта должен выстроить систему коммуникации. Для организации обратной связи используются неформальные и формализованные разговоры с сотрудниками, система отчетов по заранее подготовленным формам, где фиксируется ход выполнения работы и возникающие проблемы, а также совещания, на которых все участники проекта должны иметь возможность высказаться. Учтите: информирование членов команды во время реализации проекта так же важно, как и учет их мнений во время разработки и внедрения системы управления. Недостаток знаний о проекте у его участников – одна из ключевых болевых точек любого начинания. Непонятно, что делают другие, в какой стадии находится процесс, как расходуется бюджет, вписывается ли компания в сроки… Чтобы подобного не происходило, необходимо вести единую общедоступную базу документов, также можно организовать форум, где в режиме on-line обсуждать актуальные проблемы. Кроме того, эксперты рекомендуют вести дневник проекта, в котором фиксируется его хронология и при помощи которого можно вернуться назад и восстановить детали любого этапа. В ходе работы важно следить за тем, чтобы ожидания основных заинтересованных лиц соответствовали реальному состоянию дел. Часто это не так, поэтому руководитель одновременно должен осуществлять управление ожиданиями. В начале проекта участников охватывает эйфория, затем по мере внедрения радость сокращается, и к моменту запуска наступает резкое его неприятие. Формируя команду, руководителю следует учитывать ролевые признаки будущих сотрудников. При этом, с одной стороны, используется принцип профессиональной специализации – комплектование команды отраслевыми специалистами с предметными знаниями, соответствующими специфике проекта. А с другой, не менее важна ролевая психологическая специализация. Команда сильна, когда не все в ней – генераторы идей или критики, а когда основные роли сбалансированы, и члены одного коллектива дополняют друг друга. Важно помнить, что команда – живой организм со своим жизненным циклом развития. И неправомерно с первых дней формирования требовать стопроцентной эффективности. Команда должна сформироваться, люди - сработаться, и только потом они могут принимать определенные правила и нормы. В любом проекте есть ключевые группы, между которыми должны быть хорошо отлажены каналы связи. Технические специалисты, представители отдела продаж и экономисты должны легко взаимодействовать. Обычно четко сформулировать цели внедрения системы управления проектами могут немногие компании. В мире нет универсальной методологии менеджмента проектов, и проектный подход – такое же широкое понятие, как транспорт. В проектной практике есть несколько десятков моделей, и вся она строится именно на моделях, а не на методологии. Часто применяются модели, которые неадекватны конкретным проектам. Универсальных подходов нет, зато есть множество готовых решений. Но и готовые решения – выход спорный, т.к. могут подойти одной компании и не подойти другой, а значит, решения не должны быть готовыми, они должны быть индивидуальными.
Аутсорсинговые тонкости и дар предвидения Аутсорсинг – современный инструмент сокращения издержек. Практически во всех сферах бизнеса конкуренция ужесточается, и компании заинтересованы в том, чтобы сосредотачивать силы и средства на развитии основных направлений деятельности. На этом фоне передача части непрофильных функций и бизнес-процессов на реализацию внешним фирмам-исполнителям, профессионалам в узких областях, является наиболее эффективным способом укрепить свои позиции на рынке. Переход к аутсорсинговой модели вызван, во-первых, концентрацией собственного потенциала на ключевых направлениях деятельности, во-вторых, производственной необходимостью перехода к такому виду услуг. Содержать внутри предприятия большой непрофильный комплекс весьма затратно – он постоянно требует инвестиций. Обращение к аутсорсерам позволяет пользоваться услугами профессионалов в данном сегменте, сокращать издержки предприятия на непрофильные виды деятельности, а также снижать затраты на обучение персонала и содержание технической материальной базы. Многие компании предпочитают использовать аутсорсинг в ведении бухучета, сфере IT, организации юридического обслуживания, транспортных услуг, обучении, оценке и тестировании персонала, маркетинге, строительных проектах и т. д. Найти аутсорсера для любой сферы в мировой практике не составляет труда. Вопрос здесь состоит не в области применения аутсорсинга, а в географии. Для России с ее необъятными территориями затруднительно найти аутсорсера, предоставляющего услугу во всех регионах, где развивает бизнес компания-заказчик. При выборе партнера важным требованием становится широкий географический охват, хорошая репутация на рынке и солидный опыт работы в отрасли. При передаче какого-либо вида деятельности на аутсорсинг необходимо определить ряд ключевых показателей, по которым можно контролировать качество предоставляемых услуг, обязательно отразить их в договоре и периодически проводить встречи с партнером на предмет их достижения. Аутсорсинговый бизнес – это бизнес клиентоориентированный, рождающийся от нужд и запросов конкретной организации. Но для развития аутсорсингового бизнеса, исходящего из потребностей клиента, одновременно нужно стандартизировать предоставляемые услуги, чтобы можно было легко переносить свое предложение от клиента к клиенту. В заключении еще раз подчеркну, что технологическое предвидение – важнейший элемент развития общества, который способствует созданию новых технологий, помогает предприятиям в области управления и технологического трансфера, ведет к росту производства, повышению качества продуктов питания, удовлетворяющих требованиям потребителей. Аутсорсинг как способ оптимизации затрат (Птицепром №4, 2011, с. 40-42)
| |
Просмотров: 5158 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
Категории раздела | |||
|
Поиск |
Друзья сайта |
|