Вторник, 18.12.2018, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS

                        

Межрегиональное общественное учреждение - правовое регулирование


В структуре некоммерческих организаций (НКО) общественные объединения— это особая когорта.

термин «общественные объединения» входит в понятие «некоммерческие организации» (НКО), но есть особенности регулирования их деятельности

Под межрегиональными общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.

Статья 7 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет, в каких формах могут создаваться общественные объединения:
  • общественная организация,
  • общественное движение,
  • общественный фонд,
  • общественное учреждение,
  • орган общественной самодеятельности.

Особо следует отметить, что учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные объединения также вправе создавать союзы (ассоциации общественных объединений). Дополнительно необходимо отметить, что фонд и учреждение могут быть как общественными, так и некоммерческими — это зависит от состава учредителей.

«… для содействия её членам в осуществлении её деятельности, направленной на достижение… социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ …».

состав учредителей организации

Статья 18 Федерального Закона «Об общественных объединениях» устанавливает, что:

«Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трёх физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица— общественные объединения».

Возраст граждан, выступающих учредителями, должен быть не менее 18 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных законодательством.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

  • 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • 3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности");
  • 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Учредители некоммерческих организаций

В отличие от вышеупомянутого закона, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» позволяет гражданам и (или) юридическим лицам выступать учредителями некоммерческой организации в зависимости от её организационно-правовых форм.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнёрств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

С одной стороны, привлечение в качестве учредителей более широкого круга, в том числе представителей бизнеса, позволяет решить много вопросов, в том числе и финансовых. Однако в этом есть и минусы, о которых обычно говорят после регистрации, и в первые дни жизни организации их считают незначительными.

      Вопрос учредительства организации и членства — разные понятия. По принципу членства некоммерческие организации можно разделить на две группы:

  • организации, имеющие членство;
  • организации, не имеющие членства.

Однако, как показывает практика, в деятельности организации, основанной на членстве, могут возникнуть проблемы, связанные с потерей возможности влияния на ее управление и развитие.

Дело в том, что, создавая некоммерческую организацию, мы не всегда способны учесть проблемы, которые могут возникнуть в последующем в связи с выбранной организационно-правовой формой и учредителями.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» никто не может требовать от Вас либо от членов организации указывать в официальных документах Ваше членство или участие в тех или иных общественных объединениях.

Принадлежность или не принадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Организации, не имеющие членства

В организациях, не имеющих членства, есть не только ряд преимуществ — например, оперативное решение вопросов, — но и свои минусы. Так, в учреждении, где учредителем выступает один или несколько учредителей, как правило, все вопросы решают сами учредители, и вы можете принять решение, не созывая Правление либо общее собрание. Однако, если число учредителей велико, то это может создать проблемы при обсуждении вопросов и принятии окончательного решения.

Поэтому, выбирая форму организации, не имеющую членства, необходимо иметь уверенность в серьезных и далеко идущих намерениях Ваших компаньонов.

Организацию, не основанную на членстве и не являющуюся общественным объединением, может создать и один учредитель. Это большой плюс с точки зрения экономии времени при поиске партнеров и единомышленников. Если есть желание создать некоммерческую организацию и вы один, то вам это подходит.


Организационно-правовые формы НКО отличаются и по правам участников на управление деятельностью организации. В основном в законодательстве предусмотрено право членов, учредителей организации на участие в управлении деятельностью некоммерческой организации.

Например, статья 8 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» определяет право члена некоммерческого партнерства «участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства».

Необходимо отметить, что, если права учредителей и членов организации на управление деятельностью некоммерческой организации законами не предусмотрены, то это не значит, что при формировании высших органов управления они не смогут в них войти. В этом случае права на управление деятельностью могут быть предусмотрены в Уставе организации.

Следует отметить, что общественные объединения могут действовать и без государственной регистрации (соответственно, не могут иметь счет, печать и пр.). Статья 3 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет:

«Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».


Закон «Об общественных объединениях» определяет перечень источников формирования имущества общественных объединений:
  • вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  • добровольные взносы и пожертвования;
  • поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Кроме того, в соответствии с новым ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», появился новый источник финансирования в виде целевого капитала.

Благотворительные пожертвования

При оформлении благотворительного пожертвования необходимо руководствоваться действующим законодательством. Так, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет цели благотворительной деятельности:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охрана окружающей природной среды и защиты животных;
  • охрана и должное содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Перечень целей полон и расширению не подлежит. При оформлении договора на благотворительное пожертвование, во избежание конфликтов с фискальными органами, следует одну или несколько целей воспроизвести полностью.

Гражданский кодекс РФ предусматривает такое понятие «пожертвование». Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Статья 582 ГК РФ определяет перечень благополучателей.

Пожертвования могут делаться:

  • гражданам;
  • лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям;
  • благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры;
  • общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом;
  • а также государству, субъектам Российской Федерации: республикам, краям, областям,

городам федерального значения, автономным областям, автономным округам,

  • а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицамможет быть обусловлено пожеланием жертвователя использовать это имущество по определенному назначению.

При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением. В этом случае необходимо уплатить соответствующие налоги. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Если использование пожертвованного имущества, в соответствии с указанным жертвователем назначением, становится, вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя. В случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя — по решению суда. Поэтому при заключении договора предусмотрите более широкий круг целей, на которые могут быть направлены средства.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения без согласия жертвователя дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Это отличает договор пожертвования от договора дарения.

Средства от спонсоров

Как правило, некоммерческие организации занимаются рассылкой писем о спонсорстве в коммерческие структуры. При получении согласия от потенциального спонсора, организация заключает договор о спонсорстве. И, кажется, что нет ничего проще, чем заключить договор.

Однако нередки случаи, когда организация становится заложником оформленного им же документа, и возникают проблемы с фискальными органами. Дело в том, что спонсорство бывает разное. В одном случае – это бескорыстная помощь, а в другом она подпадает под действия ФЗ «О рекламе».

Статья 19 ФЗ «О рекламе» определяет понятие «спонсорство» следующим образом:

Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

При оформлении договора о спонсорстве необходимо это учесть.

Предпринимательская деятельность

Все чаще некоммерческие организации с целью пополнения бюджета прибегают к предпринимательской деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.Такой деятельностью признаются:

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также
  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав,
  • участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Предпринимательская деятельность осуществляется некоммерческими организациями в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения, также, как и другие НКО, могут:

  • создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации;
  • приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. При этом вы можете выплачивать заработную плату членам своей организации, которые заняты в предпринимательской деятельности — выплата заработной платы не считается перераспределением доходов.

Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Партнерство

Некоммерческая организация не может жить и развиваться в изоляции от других НКО. В процессе деятельности заключается немало договоров о сотрудничестве, партнерстве - стороны заключают договор о совместной деятельности. Широко этот договор применяется при поездках на семинары, конференции, стажировки.

В процессе деятельности некоммерческие организации со своими партнерами заключают протоколы о намерениях или, как определено в ГК РФ, предварительный договор. Необходимо знать, что он должен включать в себя ряд обязательных условий:
  • предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. При несоблюдении правил по форме договора он может быть признан ничтожным.
  • Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
  • В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если же вы не определили срок в договоре, то основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В случае, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

  


Материалы скомпилированы из интернета, других источников и принадлежат их владельцам. Автор сайта не несет ответственности за их использование!