Вторник, 18.12.2018, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Публикации

Просьюмерство
На смену покупателю-консьюмеру, по-детски верящему рекламе, торговцам и теряющему голову от громких названий мировых брендов, приходит просьюмер. Разница в три буквы говорит о совершенно ином покупательском поведении: просьюмер неохотно "ведется" на рекламу, разбирается в товаре лучше многих продавцов и все чаще совершает покупки через интернет. По прогнозам экспертов, с развитием интернета армия просьюмеров будет расти, что существенно изменит привычные отношения "продавец—покупатель” [1].
Просьюмер — это профессиональный покупатель, потребитель, который предъявляет к товару несколько большие требования, чем среднестатистический покупатель. С развитием интернета, когда любая, и ценовая в том числе, информация стала доступной, появился класс покупателей, который разбирается в товарах лучше продавцов. Просьюмер, выбрав желаемое в сети, хочет сделать оптимальную покупку, не приплачивая за вежливое обслуживание, нарядную витрину и прочее. Именно просьюмеры составляют основу покупателей интернет-магазинов. Несколько кликов — и вот оно, твое приобретение. В сети на покупателей не давит антураж дорогих торговых центров, они не зависят от настойчивости вышколенных продавцов, критичнее относятся к брендам, понимая что за "торговую марку” мы отдаем добрую половину стоимости товара, практически всегда произведенного в Китае. Причем на "своем” рынке — рынке личных или профессиональных интересов — просьюмеры готовы отдавать за нужный им товар вполне приличные деньги. Во всем остальном главный параметр для них — более низкая цена.
Кто такие просьюмеры? В переводе с официального на русский, это те, кто - где нужна грамотная узкопрофессиональная работа – но концепцию оставляет за собой, и использует специалистов «с правом совещательного голоса» - умудряется точно узнать, что ему нужно и чего он хочет, даже не обладая при этом специальными знаниями. Не просто «ставит общую задачу» - а активно участвует в инжиниринге тех сложных систем – технических, организационных, финансовых, социально-психологических, которые собирается использовать.
Это те, кто сам занимается своим здоровьем – следуя советам (некоторым, обдуманным лично), а не «указаниям и назначениям» врачей (избранных случаем), используя тренеров, массажистов, физиотерапевтов, диагностические комплексы на пользу себе, а не финансовым результатам «третьих юридических лиц». Те, у кого хорошая работа и хороший результат вызывают эстетическое наслаждение. А уж участие в этом с позиции композитора и дирижера! Просьюмерство – стиль жизни, позволяющий получить от нее значительно больше, чем при пассивном ожидании того момента, когда [неоформленный] «спрос породит предложение». Порождает-то он порождает… но – «сон разума рождает чудовищ», и вместо получения нового качества товара и услуги от заинтересованного продавца – последние десятилетия мы имеем новое качество продвижения и рекламы.
Японцы постарались не только понять, чего хочет потребитель (это – идеи XIX века). И не только предугадать и разработать то, что он захочет завтра (это – 60-80 годы XX века). И, тем более (честный все же народ – самураи), – не слепить то, что «нужно продать» под грамотный промоушен (перелом тысячелетий). Они постарались вовлечь потребителя в процесс постановки задачи производителю, и активного участия потребителя в самом производстве услуги. Просьюмерство – это не только приятно и возбуждающе, но еще и выгодно.
Выгода от просьюмерства поступает по нескольким каналам:
- мы получаем только то, что нам нужно, и не платим за «прибамбасы», «приблуды» и «примочки»;
- мы пользуемся не готовым изделием, в стоимость которого входит, кроме прибыли производителя, еще и инжиниринговые, маркетинговые, логистические услуги плюс ошибки и пробы продавца, перелагаемые на покупателя, плюс пакет налогов, а «индпошивом» - платим только за работу, а не «за все под ключ», включая неграмотный раскрой ткани: оставляя себе большую часть интеллектуальной и творческой маржи;
- сложные вещи мы получаем гораздо быстрее и дешевле, поскольку экономим время и средства на создание и пробы отвергаемых вариантов;
- мы перестаем слышать слово «невозможно», это – самое приятное во всей технологии просьюмерства.
Увы, стать просьюмером самостоятельно – очень тяжелая задача. И дело не в том, что нужны какие-то особые Знания или Душевные Силы. Дело – в малой массе. Ее недостаточно для того, чтобы «продавить» рынок предложения товаров и услуг. Несмотря на рассказы и разговоры о том, что «сейчас рынок покупателя», «спрос рождает предложение» - все мы прекрасно знаем, что бывает тогда, когда ты хочешь получить не то, что продавец настойчиво предлагает, а то, что тебе реально нужно. Настоящим просьюмером можно стать только в коллективе единомышленников. Поддерживающих и взаимообогащающих друг друга, создающих силу, которой не смогут противиться ретрограды «от свободного рынка».
Настоящие просьюмеры и просьюмерство должны заявить о себе и противопоставить себя «просьюмеризму» (суффикс «изм» означает «учение», «теорию»). Это – тяжелый и опасный путь, который практически невозможно преодолеть в одиночку [2].
Просьюмерство – это активный стиль жизни. Но активный не в отношении «нерабочего времени» - а в отношении всей жизни. Включая самые интересные и вдохновляющие ее моменты – Работу, Творчество, Созидание. Просьюмерство позволяет не «строить из кубиков» - а создавать, инсталлировать. И не только форму и структуру – но и сам материал, из которого творит Мастер. У потребителей есть желание самим производить товары своей мечты. Это может стать хорошей бизнес-идеей для тех, кто поможет им в этом.
Философия просьюмеризма подразумевает тесное взаимодействие производителя с потребителем, постоянный диалог между ними и даже частичную передачу функций.
Опытный потребитель лучше, чем многие продакт-менеджеры, сможет описать товар своей мечты. Надо дать ему эту возможность.
Просьюмеризм в отличие от UGC (user generated content - контент, создаваемый пользователями) не требует организации и не нуждается в регулировании. Потребитель может создавать продукт для себя, и для этого ему нужны только комплектующие. В случае такого развития событий в будущем на смену производителям предметов потребления придут производители инструментов и комплектующих.
Простой пример для иллюстрации идей просьюмеризма - вязаный шарф. Можно долго придумывать шарф, выбирать нитки и узор, чтобы сделать шарф мечтой потребителя. С точки зрения себестоимости это совершенно неэффективный способ производства. Затрачивается много личного времени. Кроме всего прочего, рыночная стоимость шерсти в 2 раза превышает стоимость двух заводских шарфов. Однако потребитель готов платить, не задумываясь об идеальной кастомизации (от англ. customer — клиент, потребитель: подразумевает выпуск массового готового продукта персонифицированного под конкретного потребителя).
В вузах уже многие сталкивались с тем, что по отдельным предметам студенты лучше осведомлены, чем преподаватели. Со временем подход к образованию изменится, обучающиеся будут ориентироваться на помощь самим себе, таким же обучающимся. И учиться они будут, выполняя реальные задачи".
Данис Сулейманов, аналитик-маркетолог United Fun Traders:
"Интересный проект в духе просьюмеризма - это книга "Стратегия исхода" Дугласа Рашкоффа. Это попытка создать интерактивный гипертекстовый роман с открытым исходником, но он все же не выкристаллизовался, а просто-напросто оброс комментариями вокруг работы самого автора.
Как правильно отметили многие, главная движущая сила просьюмеризма, корень всего - это самореализация (эго). А я добавлю: самореализация великих талантов и лидеров. Информационное общество - общество 2.0, если хотите, - дает всем равные шансы на это. То есть если в средневековье сыну пахаря практически невозможно было стать князем, то сейчас это на расстоянии двух кликов. А в итоге - бешеная конкуренция, которая подгоняет саму себя, - конкуренция на "стероидах".
Переходя к идее универ 2.0 (образование 2.0), попробую высказать мнение, что здесь все задается все теми же векторами. Только препятствий в 1000 раз больше: мне кажется, образование - вторая после церкви по консервативности система. Нужно не просто переделывать, а строить заново, да так, чтобы не отдаться-продаться хранителям традиционной школы. А там глядишь и сколлапсирует она сама по себе (со временем). Понятно, что без правильных инструментов, впрочем, как и без правильных лидеров, здесь не обойтись" [3].
Просью́мер (англ. prosumer, от professional либо producer + consumer, т. е. «профессиональный покупатель, потребитель» либо «производитель-потребитель») — экономический термин, имеющий несколько конфликтующих значений. Если «про» означает «профессиональный», то просьюмер — это покупатель (тип покупателя), который предъявляет к товарам большие требования, чем среднестатистический покупатель; потребитель, который в числе прочих таких же влияет на политику компаний-производителей относительно выпуска их продукции, компетентный пользователь. Слово введено Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» (1980), где оно образовано от «producer + consumer» и употребляется в контексте прогноза появления экономики, в которой исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем будет стираться [4].
Просьюмерство в бизнесе стоит начинать с формирования работающих команд, с выстраивания требований на пакет связей «человек-место-результат». И никто, кроме Первых лиц, не способен на практике сделать это. Так что задача – не «делегировать», и не «поручить» - а чисто по-просьюмерски – сделать важное самому, а остальное доделать чужими руками. Так называемые «профессиональные покупатели» тем или иным образом влияют на политику компаний-производителей. Появились они еще в княжеские времена. Как всякое полезное явление, просьюмерство имеет русские великодержавные корни. Просьюмерское движение на Руси стало шириться, и вошло в плоть и кровь народа настолько, что перестало замечаться, как чистый воздух. Ведь такие явления как «бабушкино варенье», дачное движение и, конечно, самогон – это типично просьюмерские действия. Схема просьюмерства: придумал – сам, оптимизировал идею и сделал – с помощью нанятых внешних узких специалистов своими силами (недорого и качественно) – теперь сам пользуюсь и радуюсь! Разумеется, все испортили большевики, но просьюмерство выстояло. Хотя – будучи замечено и привито на Западе – зачахло, потеряло размах, начало разваливаться – вплоть до отделения судьюсерства (когда поставщик и производитель занимаются совместными разработками Supplier + Producer) и превращения в просьюмеризм [5]. Но, зато – просьюмеризм обозначился, озвучился, приобрел видимые очертания и стал предметом научного изучения.

Список использованных источников
1. Профессиональный покупатель – просьюмер - [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://comus.at.ua/load/professionalnyj_pokupatel_prosjumer/1-1-0-22
2. Просьюмеры всех стран, где же вы? - [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1398615/
3. Сам себе потребитель, творец и покупатель - [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://www.dp.ru/a/2007/02/22/Sam_sebe_potrebitel_tvo/
4. Шулбаева М.Т., Боргояков П.Г., Коновалов К.Л. Просьюмерство как активный стиль жизни // Сборник материалов II Торгового форума Сибири, Омский гос. Ин-т сервиса, Рос. Экон. Ун-т им. Г.В. Плеханова, Ом. Ин-т (фил.), Торгово-пром. плата Ом. Обл., 2013. – 413 с., С. 101-102
5. Управленческие ресурсы XXI века - [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-resursy-xxi-veka

РЕФЕРАТ

Профессиональный потребитель в современных условиях продвижения товаров и рекламы

К.Л. Коновалов
Управляющий партнер - Межрегиональное общественное учреждение «Биона», г. Кемерово
e-mail:biona@inbox.ru www.biona.moy.su

Просьюмеризм становится одной из наиболее мощных сил для изменений, какую только видел деловой мир и устанавливает стандарт потребительской инновации. Другими словами, покупатели делают больше, чем подгоняют под себя товары; они могут самоорганизовываться для создания собственных. Наиболее продвинутые пользователи больше не ждут приглашения, чтобы превратить продукт в платформу для инноваций. Они просто создают свои просьюмерские сообщества, в которых обмениваются информацией, сотрудничают в проектах, участвуют в сделках и дают друг другу советы, делятся инструментами и «взломанными» товарами. Компания невероятно выигрывает от работы этой добровольческой бизнес-сети. Совместное с клиентами творчество похоже на использование самого уникального интеллектуального пула, какой только можно было собрать, хранилища талантов, которые так же нацелены на создание великолепного продукта или услуги, как и вы.



Источник: http://comus.at.ua/load/professionalnyj_pokupatel_prosjumer/1-1-0-22
Категория: Публикации | Добавил: comus2827 (23.04.2014)
Просмотров: 650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]